Успешная социальная и учебная адаптация первокурсника – как условие формирования конкурентоспособных педагогов

Источник: Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, Показать все документы источника, 5 (63) от 5/2010, стр. 71 - 77

Авторы: Кожурова А. А.
Платонова Раиса Ивановна / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта

11.06.2010 (00:00)

Аннотация

В статье дан анализ адаптации студентов по результатам диагностической работы, представлена модель психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников. Обеспечение условий для успешной адаптации первокурсника в вузе рассматривается как один из этапов формирования конкурентоспособности у будущего специалиста.

Ключевые слова: адаптация, психолого-педагогическое сопровождение адаптации, конкурентоспособность.

Одной из задач учебно-воспитательного процесса вуза является развитие у будущих специалистов адаптационных способностей к стремительно меняющейся социокультурной среде.

Для эффективной адаптации первокурсников в региональных вузах необходим комплекс внутривузовских мероприятий, реализация ряда социально-педагогических технологий и индивидуальных методик.

В целях изучения причин отчислений студентов 1 курса, трудностей в адаптационном периоде при обучении в сельском вузе был проведен социологический опрос, состоящий из 34 вопросов закрытого (31) и открытого характера (3). Всего опросом охвачено 74 студента, из которых 46 юношей и 28 девушек. Студенты приехали из 21 улусов республики, из них из северных улусов - 20, из Казахстана - 1, Тувы - 1, из Якутска - 1, остальные - представители центральных улусов республики, 76,6% студентов из полной семьи, 23,4% из неполной.

На вопрос анкеты о профессиональном статусе матери и отца, первокурсники дали следующие ответы: безработный - у 14,5%, пенсионер - 16%, рабочий - 27,4%, ИП - 1,6%, руководитель - 12,9%, служащий - 16,1%, другое - 11,3%.

На вопрос о работе отца: безработный - 27,5%, пенсионер - 9,8%, рабочий -25,5%, ИП - 7,8%, руководитель - 7,8%, служащий - 11,8%, другое - 9,8%.

В результате ранжирования рода деятельности родителей получилось - рабочие (53%), безработные (42%), служащие (27,9%). Обеспечение студентов местом в общежитии является одним из важных условий для привлечения абитуриентов. Поэтому был задан вопрос «Где вы сейчас живете?». Живут в общежитии 74,3%, с родителями - 2,7%, у родственников - 4,1%, снимают квартиру - 18,9%.

Республика Саха (Якутия) занимает приоритетное место среди российских регионов по уровню развития олимпийских и массовых видов спорта, проведению международных турниров и престижных детско-юношеских спортивных состязаний. Развитие детских спортивных школ, интенсивный поиск спортивных талантов в среде учащихся, культ олимпийских чемпионов и высококвалифицированных спортсменов, реализация Доктрины ЗОЖ и наличие достаточно профинансированных региональных и улусных программ по развитию физической культуры и спорта - ориентируют подрастающее поколение на профессиональную деятельность в сфере физической культуры, спорта и спортивной индустрии.

Для установления мотивации выбора будущей профессии мы задали вопрос «Почему выбрали данную профессию?» с выбором нескольких вариантов ответов. Опрошенные дали следующий ответ: 56,8% - любимая профессия, 21% - принести максимальную пользу людям, 57,8% - иметь в будущем интересную работу, но 45% также выбирают вариант «высшее образование вообще», 11,1% - пожить студенческой жизнью, 4,8% - не портить отношений с родителями.

Многие исследователи указывают, что в конце 1 курса многие студенты пересматривают выбор будущей профессии. Одной из причин этой ситуации выступает существующая практика подачи документов на несколько специальностей одного вуза по результатам ЕГЭ. Набранное абитуриентом количество баллов и перечень сданных предметов (чаще всего это предметы, по которым абитуриент имел в школе высокие оценки) становится основным критерием выбора будущей профессии. Поэтому, у первокурсников зависимость от суммы набранных баллов по ЕГЭ и от сданных предметов часто становится поводом выбора той или иной специальности, поступления на менее предпочитаемую специальность или вуз. Ответы же респондентов ЧГИФКиСа свидетельствуют о том, что первокурсники довольны своим выбором, имеют четкое представление о профессиональной карьере, понимают социальнокультурную функцию будущей профессии.

Система обучения в вузе, формы и методы организации учебного процесса, контроля знаний студентов резко отличаются от школьной методики. Ответы наших респондентов выявили следующую картину: значительные трудности в учебе испытывают 8,1%, «трудности есть, но незначительные» - 73%; «никаких трудностей не испытываю» - 12,2%; «затрудняюсь ответить» - 6,8%. В целях установления причин трудностей в учебе был сформулирован вопрос с выбором нескольких вариантов ответа. В основном были выбраны: «низкий уровень школьной подготовки», «трудности в восприятии учебного материала», «языковой барьер» и другие трудности - 16,9%.

Полученный пакет ответов студентов показывает, что они осознают свою недостаточную подготовку по предметам федерального компонента, наличие языкового барьера.

Физкультурно-спортивное направление вуза, культивирование олимпийских и национальных видов спорта, видение миссии единственного сельского физкультурного вуза в заречной зоне улусов республики в масштабном проведении образовательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности формирует уникальность регионального образовательного пространства. Бережно сохраняемое спортивно-педагогическое наследие известного тренера Д.П.Коркина, прославившего Чурап-чинский улус, Якутию подготовкой трех чемпионов Олимпийских игр по вольной борьбе, 13 мастеров спорта международного класса, 4 заслуженных мастеров спорта СССР, 175 мастеров спорта СССР, стимулирует студентов, поступивших в этот вуз, на достижение не только вершин высшего профессионального образования, но и спортивных высот.

Нами было подготовлено задание с ранжированием, то есть распределение по степени важности ежедневных видов деятельности. Учебный процесс очень важным считают 55,4%, скорее важным - 28,4%, совсем не важным - 1,4%. Выполнение домашнего задания очень важным 29,7%, скорее важным - 41,9%, совсем не важным -1,4%. Занятие спортом очень важным считают 78,3%, скорее важным - 23%, не очень важным - 1,4%.

Дополнительное образование, занятие студентов во внеучебное время различными творческими видами деятельности в соответствии с их интересами и способностями должно стать важным критерием образовательного пространства вуза. Очень важным признали 25,7%, скорее важным - 17,6%, скорее важным, чем не важным -23%, не очень важным - 18,9%, совсем не важным - 14,9%. Посещение библиотеки, пользование Интернет-ресурсами половина опрошенных считают важным. Необходимость подработки для улучшения материального положения из-за низкого размера стипендии понимают 36,5% первокурсников. Очень насторожил ответ респондентов на вопрос важности в студенческой жизни посещения кино и театров. Только 27,1% выбрали ответы «очень важно», «скорее важно». 47,3% в ответ на этот вопрос пишут «совсем не важно», «не очень важно». Зато следующий вопрос «Хороший сон» раскрыл другую картину, выявил причины отсутствия интереса у молодых людей к посещениям кино и театров. Очень важным и скорее важным считают 73% студентов. В итоге на первом месте по важности для первокурсника оказался спорт, затем учебный процесс, хороший сон, Интернет, выполнение домашнего задания, хобби, библиотека, подработка, посещение театров, кино.

Так как все поступившие занимаются каким-либо видом спорта, они должны понимать, что здоровый образ жизни является залогом их успехов в спорте. На вопрос о здоровом образе жизни 48 студентов (из них 32 - юноши, 16 девушки) ответили, что придерживаются правил и норм ЗОЖ, «что-то мешает» - 19 (11-юношей, 8-девушек), «неинтересно вести ЗОЖ» - 5 (3 - юношей, 2 - девушки), «затрудняюсь ответить» - 2 (девушки). При оценке своего состояния здоровья ответы студентов распределились следующим образом: «абсолютно здоров» - 9 (девушки - 2, юноши - 7), «здоров» - 38 (девушки - 12, юноши - 26), «есть проблемы» - 21 (девушки - 12, юноши - 9), остальные затруднились ответить.

Также был задан вопрос о предпочтениях в образе жизни (городской или сельский). Сторонниками городской жизни показали себя 33 студента, сельской - 17, остальные затруднились с ответом. Следующий вопрос, выявляющий причины привлекательности жизни в городе или в селе состоял из нескольких вариантов, требующих ранжирования. В жизни в городе у студентов на первом месте находятся такие приоритеты, как: «найти хорошую работу» (67,6%), «широкий выбор спортивного досуга»

(60,5%), «кинотеатры» (57,7%), «благоустройство» (56,3%). Интересен тот факт, что в жизни в условиях села, студенты не видят необходимости посещения кино, театров (считали важным только 27,1%), а при изменении вопроса город ассоциируется с посещением кино, театров. То есть город как вид поселения остается у сельских жителей играет роль культурного центра. Кроме этого студентов город привлекает развлекательными клубами (54,9%), торговыми центрами (49,2%). Вариант ответа «получение образования в городе» получил одобрение у 33%, «найти спутника жизни» - 18,3%.

Учеба, жизнь в сельской местности по ответам студентов важны по причине «чистого воздуха» (87,8%), «спокойствия» (85,1%), «красивой природы» (72,9), «проживания с семьей, родственниками» (67,5%), «натуральные продукты питания, полезные для здоровья» (47,2%), «свое хозяйство» (24,3%).

Студенты первого курса задумываются о жизни после завершения учебы и получения диплома: 31 студент планируют поехать работать в село (21 - юноша, 10 -девушек), 24 желают получить второе высшее образование или поступить в магистратуру по своей специальности (10 - юношей, 14 - девушек), 5 - хотят вернуться работать на родину (4 - юноши, 1 - девушка), 1 планирует переезд в город. Ответ «еще не задумывался» выбрали 7 (6-юноши, 1 - девушка), «другие намерения» - 6 (из них 5 юноши). Молодые люди включают в понятие «другие намерения» службу в армии, которую считают закономерным этапом в своей жизни, как уже получившие достаточную физическую, интеллектуальную подготовку, имеющие социальный опыт. Часть признаются в желании попробовать себя в военной карьере или в силовых структурах.

Несмотря на более стабильное материально-социальное положение студентов 1 курса, данный опрос четко очертил круг приоритетов современной студенческой молодежи спортивно-педагогического вуза: строительство успешной профессиональной карьеры, устойчивая мотивация на получение диплома бакалавра физической культуры, понимание и принятие социальнокультурной миссии учителя физической культуры в современном обществе, необходимость личных достижений в спорте, важность занятий физической культурой, здорового питания и режима дня для укрепления и сохранения личного здоровья. Реализация данных приоритетов сегодняшних студентов первых курсов - прагматичных, целеустремленных, профессионально ориентированных требует пересмотра адаптационных мероприятий, носящих эпизодический характер, изменения функциональных обязанностей ответственных лиц, разработки комплексной адаптационной программы не только для первокурсников, но даже для выпускников в поствузовский период, что обеспечит системный подход к реализации непрерывного образования в течение всей жизни.

Организация адаптационного периода первокурсников состоит из нескольких этапов, содержащие в зависимости от специфики разные формы содержания работы.

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ

1 этап - предпослылочный.

Задачи этапа: привлечение в вуз потенциальных абитуриентов; организация профориентационной работы; осуществление набора абитуриентов в вуз.

Формы работы: подготовка справочников и других информационных материалов о вузе; проведение конкурса на лучшую профориентационную программу и организацию лучшей профориентационной работы; разработка и выполнение студентами в период практики в спортивных школах, ДЮСШ, средних общеобразовательных школах заданий профориентационного характера; проведение Дней открытых дверей; во время зимних школьных каникул проведение «Недели Зимней школы» для выпускников спортивных школ, ДЮСШ и др.; выезд в специализированные базовые школы и другие с профориентационной программой; выпуск специальных телепередач, газетных статей о жизни вуза; проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов для студентов и школьников; организация работы временного научно-исследовательского коллектива по диагностике профессиональной направленности выпускников школ; беседа с родителями абитуриентов; знакомство с профессиограм-мами; первичное знакомство со структурой вуза, спецификой обучения, основной образовательной программой; встречи со студентами, обучающимися в данном вузе.

2 этап - подготовительный.

Задачи: разработка и утверждение вузовской модели (программы) адаптации первокурсников

Формы работы: разработка кафедрами и другими подразделениями вуза основных мероприятий адаптации первокурсников; составление диагностических психолого-педагогических методик, тренинговых программ для работы с первокурсниками; согласование основных мероприятий всех подразделений вуза и принятие общего плана работы по адаптации первокурсников; инструктивно-методические сборы для кураторов, молодых преподавателей, тренеров, воспитателей общежитий, специалистов воспитательного отдела, студенческого профкома, Актива студентов.

3 этап - диагностический.

Задачи: выявление индивидуальных, типологических особенностей студентов 1 курса; изучение базовых общеучебных знаний, умений и навыков (ректорский контроль знаний); выявление образовательных, спортивных потребностей и запросов студентов; диагностика и выявление возможных проблемных зон у студентов 1 курса (в учебе, спортивных мероприятий, учебно-тренировочных сборов, социальных контактах, социально-бытовой сфере, личностной и т.д.); содействие сплочению студенческих групп, профилактика явлений дезадаптации в студенческой среде

Формы работы: работа с личными документами первокурсников; составление социального паспорта, карточки учета, портфолио каждого поступившего; организация медосмотра, врачебного контроля студентов; проведение диагностики, индивидуальные, групповые беседы с преподавателями, кураторами, тренерами.

3 этап - стартовый.

Задачи: установление неформальных контактов между первокурсниками, старшекурсниками и другими участниками; привлечение первокурсников к активной жизнедеятельности вуза.

Формы работы: проведение коммунарских сборов, тренинговых игр, коллективно-творческих дел, мероприятий, интенсив-занятий, физкультурно-оздоровительных, спортивных соревнований совместно со студентами старших курсов, преподавателями и тренерами; торжественных традиционных мероприятий «Посвящение в студенты», «Алло, мы ищем таланты», «День первокурсника» и др.; презентация студентам 1 курса студенческих общественных объединений, организаций, кружков, клубов, обществ, спортивных команд, лучших студентов, спортсменов, активистов общественных дел вуза; кураторские часы; общие собрания; презентация сайта вуза и других подразделений; тренинг адаптации и повышения групповой сплоченности (в академических и по избранным видам спорта), диагностика мотивов учебной деятельности, мониторинг эмоционального состояния обучающихся.

4 этап - основной.

Задачи: оказание психолого-педагогической помощи студентам, имеющим проблемы; сплочение академических курсов и групп; проведение профилактической работы по итогам диагностики первокурсников.

Формы работы: систематическая работа кураторов с первокурсниками; анализ состояния учебного, спортивно-тренировочного, воспитательного процесса, кураторского часа студентов 1 курса; работа «телефона доверия», Диалога с администрацией вуза, педагогические консилиумы преподавателей, тренеров, воспитателей, работающих с первокурсниками; беседы кураторов с родителями, родными студентов; посещение общежития, отдельного жилья студентов; связь с учителями, администрацией школ.

5 этап - итоговый.

Задачи: анализ состояния адаптации первокурсников; анализ программы адаптации вуза, внесение коррективов; оценка и определение учебных, спортивных, личностных перспектив развития каждого студента, перешедшего на второй курс.

Формы работы: организация собраний, оформление личных Документов студентов, обобщение результатов всех проведенных работ подразделений со студентами 1 курса.

В целом, психолого-педагогическая поддержка студента должна предусматривать не только период адаптации первокурсника, но и другие этапы студенческой жизни, профессионального становления будущих специалистов: специализация, профессионализация. Этап специализации охватывает студентов 2 и 3 курсов, где выдвигаются следующие задачи: определение индивидуальной образовательной траектории; развитие социально-психологической зрелости; формирование психологической готовности к самореализации, саморазвитие и самоопрелеление в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности. Могут проводиться такие формы работы, как тренинги личностного роста, развития навыков эффективного обобщения, конструктивного поведения в конфликте, формирования лидерских качеств; проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам выбора специальности; диагностика профессионально важных качеств, изучение уровня сформированности профессиональной идентичности у студентов.

Профессионализация как этап решает такие задачи как: помощь в построении и реализации личностно-профессиональных целей и перспектив; разработка программы карьерного роста; развитие способности к самоуправлению, саморегуляции в учебной и профессиональной деятельности. Данный этап для работы с бакалаврами рассчитывается на 1 год (4 курс) и предусматривает проведение следующих мероприятий: индивидуальные и групповые консультации по вопросам трудоустройства, определения дальнейшей образовательной стратегии, целей и перспектив; профориентационная диагностика и консультирование Для определения характера будущей профессиональной деятельности; тренинг уверенного поведения; семинар постановка и достижение цели; курс занятий с элементами тренинга технология трудоустройства, направленный на развитие навыков самопрезентации, прохождения собеседования, составления резюме и т. д.

Система эффективной адаптации первокурсников Чурапчинского ГИФКиС, по нашему мнению, должна основываться на следующих положениях:

  1. Успешная адаптация первокурсника выступает не как личная проблема и забота студента, но является точкой пресечения интересов и возможностей всех субъектов образовательного пространства.
  2. Оказание помощи первокурсникам в адаптации необходимо осуществлять не административными, а психолого-педагогическими методами и средствами.
  3. Необходимость включения первокурсников с первых дней в активную студенческую жизнь, разнообразную жизнедеятельность для создания и сохранения позитивного образца студенческой жизни, поддержания положительного имиджа вуза. Если ожидания первокурсниками новых изменений в университетской жизни не оправдываются, возможной реакцией становятся либо разочарование, либо поиск самореализации в других сферах, часто вне вуза.
  4. Вуз должен стать для первокурсников школой социального взросления, самостоятельной жизни, обретения гражданской позиции и личностно-профессионального становления.
  5. Пересмотр института кураторства. Существующая на сегодня доплата не может мотивировать куратора к систематической, планомерной работе. Необходима система стимулирующих доплат, создание «Клуба кураторов», организация обучения на курсах повышения квалификации, интенсив-семинарах.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Губин, В.Д. Философия / В.Д. Губин. - М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. - 336 с.
  2. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 349 с.

Контактная информация:

Библиографическое описание

Кожурова А. А. Успешная социальная и учебная адаптация первокурсника – как условие формирования конкурентоспособных педагогов / , // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. N 5 (63). C. 71-77

Перейти к полному описанию

Комментарии

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт!