Методические основы повышения эффективности процесса обучения курсантов приемам рукопашного боя

Источник: Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского, Показать все документы источника

12.02.2009 (23:40)

Колесников В.В.
Харьковский национальный университет внутренних дел
 
Аннотация. В статье определены пути повышения эффективности процесса обучения приемам рукопашного боя на основе индивидуализации специальной физической подготовки. С целью повышения эффективности процесса обучения и совершенствования приемов рукопашного боя необходимо учитывать уровень развития двигательно-координационных способностей курсантов. При этом особое внимание нужно обратить на развитие пространственных и временных параметров двигательных действий, а далее совершенствовать силовые характеристики приемов физического воздействия.
 
Ключевые слова: обучение, приемы рукопашного боя, эффективность, индивидуализация.
 
Введение.
Индивидуализация является одним из важных дидактических принципов педагогики и предусматривает использование оптимальных средств и методов обучения с учетом интеллектуальных, психологических, физических способностей обучаемого контингента. Разработка индивидуального подхода - важная теоретическая и практическая проблема физического воспитания (2,3,6). Проблема индивидуализации физического воспитания не может быть ограничена учетом возраста, пола, индивидуально-топологических особенностей обучаемых, но и учитывать другие индивидуальные особенности - уровень физической, координационной, психофункциональной подготовленности, телосложение.
Целым рядом проведенных исследований (1,4,5,7) установлено, что учет индивидуальных возможностей обучаемых и тренируемых спортсменов позволяет существенно повысит эффективность учебно-тренировочного процесса.
В связи с этим проблема индивидуализации специальной физической подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел в условиях ограниченного времени, отводимого на профессионально ориентированную физическую подготовку курсантов приобретает чрезвычайную важность и актуальность.
Анализ учебной программы физического воспитания курсантов ХНУВД показал, что специальную физическую подготовку, предусматривающую освоение приемов физического воздействия, отводится 75-80% лимита времени, отводимого на аудиторные занятия по физической подготовке под руководством преподавателя.
Учитывая, что приведенные проценты лимита времени, выделенные на специальную физическую подготовку, в конечном итоге выражаются в 54-60 часах на II и последующих курсах обучения курсантов, проблема интенсификации
процесса освоения приемов рукопашного боя весьма актуальна.
Согласно приказу МВД Украины от 25 ноября 2003 года № 1444, курсанты за время обучения должны овладеть ударной техникой руками и ногами, техникой освобождения от захватов и обхватов, выполнения бросков и болевых приемов, задержания и сопровождения.
Исходя из того, что указанные приемы рукопашного боя представляют в определенной степени сложно-координированные двигательные действия, вопросы индивидуализации процесса освоения и совершенствования техники указанных приемов достаточно остры. К тому же результаты ряда исследований свидетельствуют, что техника спортсмена будет тем рациональнее и эффективнее, чем она полнее отвечает индивидуальным особенностям (телосложению, физическому развитию, двигательно-координационным возможностям) (4,5,6).
Работа выполнена по плану НИР Харьковского национального университета внутренних дел.
 
Формулирование целей работы.
Цель работы - определить пути индивидуализации процесса обучения курсантов приемам мер физического воздействия на основе техники рукопашного боя.
Методы и организация исследований. Для определения путей повышения эффективности обучения и совершенствования техники выполнения приемов рукопашного боя были проведены экспериментальные исследования.
 
Результаты исследований.
В предварительном поисковом эксперименте участвовали семь высококвалифицированных спортсменов (3 МС и 4 КМС, тренирующихся в борьбе самбо и рукопашном бое).
В абсолютном эксперименте у них были исследованы двигательно-координационные способности. Так, в способности ориентироваться в пространстве они в среднем показали 9,74±0,09 балла. Анализ ошибок воспроизведения половины максимального результата в прыжке в длину с места показал результаты 5,84±0,8%, а ошибка способности воспроизведения половины максимальной кистевой силы приоритетной руки составила 7,68±0,78%. В способности воспроизведения 5-секундного отрезка времени был показан результат 8,39±0,85%.
В комплексном специализированном тесте (кувырок назад, кувырок вперед, выполнение 2-х ударов ногами, трех ударов руками по мешку, задней подножки и проведение задержания при подходе спереди), выполненной на время на 10-метровом участке татами, спортсменами был показан результат 9,54±0,07 секунд. Проведенный корреляционный анализ между данными результатами позволил установить сильную корреляционную связь между способностями ориентироваться в пространстве, дифференцировки пространственных характеристик и комплексным тестом, и соответственно коэффициент корреляции составил 0,831 и 0,794. Средний уровень связи с комплексным тестом показали результаты способности воспроизводить временные отрезки (r=0,653) и мышечные усилия (r=0,539).
На основе результатов данного эксперимента была разработана экспериментальная программа специальной физической подготовки, предусматривающая целенаправленное развитие двигательно-координационных возможностей курсантов.
Использование данной программы в экспериментальной группе (n=23 курсанта) позволила достичь достоверно высоких результатов по сравнению с данными контрольной группы (n=25). Так, в конце учебного года средний балл по приемам физического воздействия был равен 4,48±0,21 балла (t=2,11; Р<0,005).
Показатели специализированного комплексного теста также подтвердили преимущество экспериментальной программы. Так, в экспериментальной группе курсантов был показан результат 12,1±0,21 с (Р<0,001; t=3,4).
 
Выводы.
Таким образом, с целью повышения эффективности процесса обучения и совершенствования приемов рукопашного боя необходимо учитывать уровень развития двигательно-координационных способностей курсантов. При этом особое внимание нужно обратить на развитие пространственных и временных параметров двигательных действий, а далее совершенствовать силовые характеристики приемов физического воздействия.
Дальнейшие исследования будут направлены на поиск путей повышения эффективности специальной физической подготовки курсантов старших курсов.
 
Литература
1. Бубка С.Н. Критерии диагностики индивидуальных способностей в процессе физического воспитания и спортивной тренировки // Педагогiка, психологiя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту: Зб. наук. праць за ред. С.С. Ермакова. - Харкiв: ХХПI, 2001. - № 4. - С. 34-37.
2. Громыко В.В., Вавилов Ю.К. К оценке индивидуальной физической концепции человека // Физическая культура в школе, 1999. - № 10. - С. 28-32.
3. Зайцева В.В. Методология индивидуального подходы в оздоровительной физической культуре на основе современных оздоровительных технологий : Автореф. док. пед. Наук- М.:1995. - 47 с.
4. Мунтян В.С. Рукопашный бой. Методика "играющий тренер" // Педагогiка, психологiя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту: Зб. наук. праць за ред. С.С. Ермакова. - Харкiв: ХДАДМ, 2005. - № 4. - С.73-82.
5. Платонов В.Н. Пiдготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986. - 286 с.
6. Пискова Д.М. Индивидуализация физического воспитания на основе учета структуры моторики : Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.:1996. - 24 с.
7. Сиротко В.В. Iндивiдуальний пiдхiд до навчання. Сутнiсть та сучасний погляд на проблему // Новi технологii навчання. Наук.-метод. Зб. - К.:-2005.- С.129-132.
8. Ткаченко А.И. Обучение боевым приемам борьбы курсантов-женщин образовательных учреждений МВД России: Уч.-метод. Пособие - Белгород: ООНИ и РИД, 2004. - 55 с.

Библиографическое описание

Методические основы повышения эффективности процесса обучения курсантов приемам рукопашного боя // Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского. - 2009.

Перейти к полному описанию

Комментарии

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите на сайт!